Конституция наделила Государственную Думу правом контролировать исполнительную власть
Правительство
подотчётно депутатам



Кандидат на пост председателя Правительства обязательно должен получить одобрение своей кандидатуры у депутатов, а затем ежегодно отчитываться перед ними о работе кабмина. При этом парламентарии могут вынести вотум недоверия неэффективному Правительству. У народных избранников есть возможность повлиять и на президента: если он совершит преступление, депутаты, согласно Основному закону, имеют право выдвинуть против него соответствующие обвинения для отрешения от должности. Кроме того, палата может объявлять амнистии, назначать и отправлять в отставку глав Центрального банка и Счётной палаты, а также уполномоченного по правам человека.
Третьего раза не будет

За всю современную историю страны было всего два момента, когда президент и депутаты не находили взаимопонимания в вопросе согласования кандидатуры председателя Правительства. Все эти события произошли в 1998 году.

В марте президент Борис Ельцин отправил в отставку Правительство Виктора Черномырдина. Он объявил, что хочет создать более эффективную команду, способную двинуть Россию в сторону экономического роста. Кандидатом на пост премьера он выбрал министра топлива и энергетики Сергея Кириенко. Но Госдума отклонила его кандидатуру, причём дважды. Однако Ельцин представил Кириенко и в третий раз. Депутатам не оставалось ничего, кроме как принять его условия, ведь, по Конституции, третий отказ согласовать кандидатуру премьер­министра влечёт роспуск Госдумы.

Через пять месяцев многие россияне испытали чувство дежавю: президент отправил в отставку Правительство Кириенко. Решение было обусловлено техническим дефолтом, которое кабмин и Центробанк объявили несколькими днями ранее. По задумке Ельцина, в кресло премьера должен был вернуться Черномырдин. Но Госдума отказалась поддержать его кандидатуру – снова два раза подряд. На третий раз Ельцин выбрал другого кандидата – главу МИД Евгения Примакова. Палата согласилась с этим выбором 11 сентября 1998 года.

Виктор Черномырдин покинул Правительство в статусе рекордсмена: он пробыл на посту председателя кабмина 1925 дней. Его рекорд побил нынешний премьер Дмитрий Медведев: 7 декабря его пребывание во главе Правительства составило уже 2404 дня.
– В 90­е годы был период жёсткой политической борьбы. Политика Правительства и во многом президентских структур вступала в противоречие с большинством настроений в обществе, которые как раз таки выражали депутаты Государственной Думы.

В двухтысячных ситуация изменилась. Политика президента поддерживалась довольно широкой коалицией сил Госдумы. Оппозиции главе государства практически не было, поэтому говорить о каком­либо импичменте невозможно. Тем более юридических оснований для этого нынешний президент не давал в отличие от предыдущего. Что касается правительственной политики, то она вызывает гораздо большее недовольство. Но большинство в Госдуме в результате выборов оказывается проправительственным, поэтому у оппозиции нет возможности выносить вотумы недоверия или предпринимать какие­то другие подобные меры.

Михаил Емельянов
первый зампредседателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству
Высшая мера для президента
Глава государства может быть смещён с должности решением парламента за непростительные поступки: измену Родине или совершение иного тяжкого преступления. Процесс отрешения президента начинается с вынесения импичмента Государственной Думой.
Геннадий Зюганов призывает коллег голосовать за отрешение Бориса Ельцина от должности президента

При современной Конституции депутаты пытались реализовать своё исключительное полномочие один раз, в конце 90­х.

В 1998 году фракция КПРФ выступила с инициативой отрешения президента Бориса Ельцина от должности. Для проведения этой процедуры в Думе была создана специальная комиссия, которая почти восемь месяцев готовила заключения по обвинениям в адрес президента. Всего ему вменялось пять проступков: развал СССР, разгон съезда народных депутатов и Верховного Совета в 1993 году, развязывание войны в Чечне, ослабление обороноспособности России и геноцид русского народа. Голосование состоялось в апреле 1999 года, но ни один из пяти пунктов обвинения не набрал необходимого количества голосов.
Атмосфера недоверия середины 90­х

В новейшей истории России вотум недоверия Правительству был вынесен всего один раз и то частично. Его «удостоился» первый состав Правительства под руководством Виктора Черномырдина в июне 1995 года.

Но атмосфера недоверия нагнеталась в парламенте с чёрного вторника 1994 года, когда в стране обвалился рубль. 27 декабря премьер­-министр выступил в Госдуме с отчётом об экономической ситуации. После этого депутаты и вынесли на голосование вопрос о недоверии, но для принятия решения им не хватило 31 голоса. Тогда представители «Союза 12 декабря» и Демократическая партия России (ДПР) предприняли ещё по одной попытке, но им не удалось вынести вопросы на голосование.

Поворотным моментом стала атака террористов во главе с Шамилем Басаевым на город Будённовск Ставропольского края 14–19 июня 1995 года. Вину за эту трагедию парламент возложил на руководство силового блока. Уже 21 июня представитель ДПР Сергей Глазьев инициировал вопрос о недоверии Правительству – и вотум был поддержан.

На следующий день президент Борис Ельцин заявил, что не будет распускать Правительство. Конституция предоставляла депутатам возможность в течение трёх месяцев повторно вынести вотум недоверия, после чего президент мог либо согласиться с ними и отправить кабмин в отставку, либо распустить Госдуму.

Голосование состоялось 1 июля, и сторонники отставки кабмина оказались уже в меньшинстве. Тем не менее по итогам переговоров с депутатами Борис Ельцин отправил в отставку ряд министров, в том числе вице­премьера и министра по делам национальностей Николая Егорова, главу МВД Виктора Ерина и директора ФСБ Сергея Степашина.

Новые формы взаимодействия
Самое «молодое» полномочие Государственной Думы – ежегодно заслушивать отчёты Правительства об итогах работы. В Конституции оно было закреплено в 2008 году.

Отчет Дмитрия Медведева о работе Правительства Российской Федерации, апрель 2018 года
В этом году по случаю 10­-летнего юбилея такой формы взаимодействия, а также ввиду предстоящего сложения полномочий после выборов президента Дмитрий Медведев выступил с отчётом о результатах работы за шесть лет. Основной темой доклада стала экономика: по словам премьера, несмотря на агрессивную политику других стран и прочие удары судьбы, страна развивалась и смогла избежать катастрофических последствий. В то же время Медведев признал, что бедность – это острейшая проблема России. Много внимания он уделил разъяснениям о необходимости провести в стране корректировку пенсионного законодательства. Подведя итоги работы, премьер сделал обзор задач нового Правительства, среди которых – изменение макроэкономической политики, решение вопроса самозанятых, отход от модели долевого строительства, выполнение демографических программ и поддержка молодых специалистов.

– Я считаю, что традиция представлять отчёт в Государственной Думе помогает Правительству точнее оценить результаты своей работы, лучше планировать следующие шаги и, конечно, разъясняет позицию Правительства по самым разным вопросам жизни страны. Самое главное, что этот отчёт делает наше с вами (депутатами. – Прим. ред.) взаимодействие более эффективным.

Дмитрий Медведев
председатель Правительства РФ
На страже прав человека
Ещё одна немаловажная должность, которую невозможно занять без согласия Думы, – уполномоченный по правам человека. И за последние годы, в том числе благодаря усилиям депутатов, этот институт существенно повысил свой статус в глазах россиян.
Председатель Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская и уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова во время пленарного заседания.
Задачи омбудсмена – принимать жалобы россиян и других истцов на решения и действия органов власти, восстанавливать нарушенные права. Это тяжёлый труд, ему поступает огромное количество обращений. Чтобы обеспечить эффективную защиту прав россиян, уполномоченному важно работать в тесном контакте с депутатами, а также с региональными омбудсменами, считает первый зампредседателя Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объ­единений Иван Сухарев (ЛДПР).

До недавнего времени региональные омбудсмены испытывали трудности, связанные прежде всего с несовершенством их правового статуса. Например, в одних субъектах у них есть право законодательной инициативы, в других – нет. Налицо необходимость единого закона, который регламентирует их полномочия и даст равные возможности. Проект такого закона, разработанный группой сенаторов, был внесён в Думу в октябре этого года. Ещё один закон разработал и также в октябре внёс в Госдуму Президент России Владимир Путин – этот документ расширяет и стандартизирует полномочия уполномоченных по правам детей в регионах.

«Чем больше прав – тем больше помощи сможет оказать уполномоченный по правам человека в субъекте», – пояснил «Парламентской газете» Иван Сухарев. По его словам, не случайно такие важные изменения в институте омбудсменов происходят в этом году, ведь 10 декабря отмечает 70­летний юбилей Всеобщая декларация прав человека.

Депутат рассказал, что сейчас он с коллегами прорабатывает ещё одно нововведение – курсы для уполномоченных по правам человека. «Это нужно, чтобы люди понимали объём и специфику работы, знали, как более эффективно защищать права россиян», – рассказал Иван Сухарев.

Говоря о факторах, которые помогают омбудсменам успешно выполнять свою работу, парламентарий отметил, что не последнюю роль здесь играет личность уполномоченного: «Если человек будет чёрствый, не отзывчивый на проблемы людей, он не сможет эффективно помогать им. Мы видим, что Татьяна Николаевна Москалькова очень старается, на нашем комитете регулярно выступает с отчётами».

Баланс ради эффективности
В российской системе власти есть две финансовые структуры, независимость и эффективность которых зависит от Государственной Думы, – Счётная палата и Центральный банк.

Главной задачей Центробанка является денежная эмиссия и обеспечение устойчивости рубля. Направления денежно­кредитной политики и вся деятельность регулятора в целом требуют и контроля, и отчётности, пояснил председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

«Здесь работает такой тре­угольник: президент представляет кандидатуру на пост председателя Центрального банка, а Дума её утверждает. И состав Совета директоров Центробанка председатель сначала согласовывает с президентом, а затем его утверждает Госдума. Такая конструкция позволяет обеспечить независимость работы этих органов», – отметил он.

Счётная палата контролирует исполнение федерального бюджета. Её состав Госдума формирует вместе с Советом Федерации: обе палаты назначают по шесть аудиторов, депутаты утверждают председателя, а сенаторы – его заместителя. При этом депутаты могут поставить перед Счётной палатой вопрос о проверке деятельности Центрального банка, об использовании госсредств и так далее.

Оба органа хоть и являются государственными, но не входят в традиционную систему разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Однако рычаги влияния всё равно должны быть – чтобы обеспечить эффективную работу органов. Для этого и также для того, чтобы исключить административное влияние на процессы управления, решающее слово при выборе руководства Счётной палаты и Центробанка закреплено за депутатским корпусом.

Начать с чистого листа

За последние четверть века Госдума почти два десятка раз объявляла амнистии. Чаще всего эту процедуру проводили в связи с праздничными датами, в том числе юбилеями Госдумы, Конституции или Дня Победы.

Особенно громкой и социально значимой была политическая амнистия, проведённая первым созывом Думы в 1994 году. Она касалась граждан, которые находились под следствием или были осуждены в связи с событиями ГКЧП, 1 мая и чёрного октября 1993 года. Благодаря ей во многом удалось снизить накал противоречий в обществе, отмечают сегодня историки. А самой масштабной считается амнистия, проведённая в мае 2000 года по случаю 55­летия Победы: она затронула 877 тысяч человек, из них более 188 тысяч благодаря ей покинули места лишения свободы.

Нынешний юбилей Основного закона также может стать поводом для амнистии. В конце ноября депутат от ЛДПР Сергей Иванов внёс в Госдуму проект постановления об амнистии для инвалидов, подростков, пенсионеров, беременных, матерей несовершеннолетних и отцов детей до трёх лет. Воспользоваться ею не смогут люди, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, включая экстремизм и терроризм.

Амнистию давно пора вывести за пределы уголовного права и применить к административным проступкам, считает первый зампредседателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков. «Сегодня в стране накопился достаточно большой массив информации о неуплаченных штрафах. Зачастую это следствие нечётко работающей структуры по информационному обеспечению управления внутренних дел, в том числе ГИБДД», — отметил он.

По мнению депутата, этот огромный массив зачастую некорректных или устаревших данных мешает правоохранителям запускать новые информационные системы. «Если бы была проведена административная амнистия, то можно было бы подвести черту под достаточно большим объёмом информации – спорной, имеющей сбои и так далее, — и начать отчёт снова», – предложил Лысаков в комментарии «Парламентской газете».

Всё это будет возможно, если законодательная и исполнительная власть достигнут взаимопонимания в этом вопросе. Ведь, несмотря на то что амнистия – это исключительное полномочие Госдумы, депутатам всё равно нужно проводить консультации в Правительстве и заручиться его поддержкой.


25 лет Конституции, Совету Федерации, Государственной Думе
© 2018 «Парламентская газета»