Отечественные бренды
завоёвывают мир
На продвижение марки «Сделано в России» государство выделило 370 миллионов рублей. Какие наши бренды и в каких отраслях российской экономики обладают лучшими перспективами на мировое лидерство?
Сегодня картина конкуренции в мировой торговле пишется крупными мазками – за нишу на рынке соревнуются не отдельные товары и услуги, а мировые бренды. В нашей стране долгое время не уделяли этому большого значения. Считалось, что если качество высокое, то продукт сам себе дорогу найдёт. Сейчас ситуация кардинально меняется – торговым знаком Made in Russia будет маркироваться каждый российский продукт, идущий на экспорт, а на продвижение самого бренда из бюджета выделено 370 миллионов рублей. Об этом в конце апреля в Совете Федерации сообщил замминистра экономического развития России Станислав Воскресенский.

Чтобы бренд стал конкурентоспособным, он сначала должен стать популярным у внутреннего потребителя. И не просто стать популярным, но и развиваться, и расширять «географию». Для этого, считает депутат Госдумы Дмитрий Юрков, цепочка «производитель – переработчик – продавец» должна работать как единый организм, а цена соответствовать качеству товара или услуги. «Чтобы это произошло, необходимо менять налоговую политику, – говорит он. – НДС – налог, который проще всего отслеживается и собирается, он очень удобен Минфину и для ФНС. Но у нас в стране будет стимулировать производителя к развитию тогда, когда станет как минимум в два раза меньше, чем сейчас».
Торгпредствам пора поддержать отечественный софт
В Минкомсвязи России только ленивый не говорит о том, что экспорт наших IT-технологий показывает колоссальный рост – на таких продажах страна получила рекордные 7 миллиардов долларов в год. Однако главная проблема остаётся прежней – наш продукт выглядит уныло на фоне ярких «витрин» зарубежный аналогов.
Эксперты наших крупных IT-компаний признаются, что научились распознавать отечественные продукты на сайтах заявителей по презентациям – много ненужной технической информации, текст даётся мелким шрифтом, цвета продукта навевают тоску… Хотя, как утверждают IT-специалисты, если снять яркую обёртку с иностранных программ и разобраться в технических характеристиках, то получишь пустышку – продукт, где доля интеллектуальной собственности ничтожна. А «ноги» тех продуктов, которые действительно имеют такой вес, как правило, растут из России. Известно, например, что такая уникальная разработка, как GPS-навигатор по морским маршрутам, разработана группой наших соотечественников, но работает она не на имя России, а на страны Запада, с которыми упорно ассоциируется.

Но несмотря ни на что, сегодня крупнейшие российские IT-компании производят не только неогранённые алмазы, но и настоящие бриллианты. Среди них антивирусы Dr.Web и Kaspersky. Сооснователь одноименной компании Наталья Касперская прямо говорит: о ситуациях, когда российские госкомпании закупают тонны зарубежного софта при наличии своих отличных разработок, знают все. Госкомпании хотят отвертеться: мол, у них нет сейчас возможностей переустанавливать софт. Но движение в сторону поддержки отечественных IT-компаний в виде планирования закупок госкомпаний на ближайшие пять лет нашим айтишникам кажется справедливым и выгодным для развития отечественной IT-индустрии.

При этом наши компании не отказываются от борьбы за рынок – у нас действительно хорошие разработчики, хороший софт, IT-разработки в области управления, безопасности, которые вполне могут конкурировать на мировых рынках. Но не хватает умения себя представить должным образом. «Здесь помощь нам могут оказать торгпредстава, торговые центры России за рубежом – они могли бы говорить о том, что мы торгуем не только нефтью, газом, лесом, оружием, но и можем делать хорошие интеллектуальные продукты», – считает Наталья Касперская.

Увеличил свой экспорт – получи кредит по низкой ставке

Более эффективной работы от торг­предств ждут и наши промышленные бренды. Тем более что для поддержки наших промышленных марок государством уже применяется целый ряд серьёзных мер. В частности, Минпромторг запустил программу, по которой бюджетную поддержку получают производители наших автомобилей (кстати, при всём скептицизме, который царит вокруг отечественного автопрома, одной из самых популярных подделок наших брендов за рубежом являются детали автомобилей ВАЗ и ГАЗ). И сейчас половина расходов нашего автопрома на экспортные поставки компенсируется бюджетом (если поставка морским путём – до 80 процентов компенсации!). То же самое касается наших инновационных железнодорожных вагонов, которые РЖД активно экспортирует сегодня.

Входить на зарубежные рынки с высокотехнологичной промышленной продукцией России крайне трудно – вопреки принципам ВТО там зачастую действуют нетарифные меры поддержки своих производителей. Здесь наше государство также включило свой ресурс – помогает покрывать траты на сертификацию промышленных образцов. «Эти меры показали себя как очень эффективные, и теперь необходимо закладывать в бюджеты ещё большие расходы на эти нужды, – уверен первый зампред Комитета Госдумы по экономической политике Владимир Гутенёв. – Это касается таких отраслей, как биотехнологии, энергетическое и двигательное машиностроение, то есть там, где есть большая маржинальная наценка. Тем более что при увеличении объёмов будут создаваться новые рабочие места, к чему призывает Президент России».

В Госдуме также говорят о том, что нашим компаниям, которые увеличивают экспорт высокотехнологичной продукции, нужно понижать ставки по кредитам – по мнению экспертов, она должна быть 5–7 процентов годовых для рублёвых займов вместо существующих 8–12 процентов. Среди наиболее перспективных направлений машиностроения называют разработки, которые могут появиться в ходе диверсификации производств ОПК. Это прежде всего специальное судостроение (например, ледоколы, атомный флот, корабли на воздушных подушках и прочее), вертолётостроение, гражданская авиация.

Как защитить
русское оружие
Один их самых узнаваемых брендов России связан с вооружением
Безусловным авторитетом в мире сегодня пользуются уникальные ракетные комплексы С-400 – их покупают ведущие страны мира (Китай, Индия и другие), интерес к ним проявляет даже член НАТО Турция. В воздухе первым номером среди вертолётов называют наш Ми-8 – про него говорят, что он действует так же безотказно, как знаменитый АК. В свою очередь, автомат Калашникова – ещё одна русская марка, которая не нуждается в рекламе за рубежом.

Неудивительно, что на недавней выставке в Стамбуле наше вооружение было на ведущих ролях. Между тем эксперты сигналят: образцам русского оружия требуется патентная защита. Уже давно атакам со стороны конкурентов подвергается бренд «Калашников» – например, болгарская фирма «Арсенал» не первый год клонирует наши автоматы и успешно их продаёт. Это прямой урон российскому производителю. С этим мы должны бороться.


Продукты из России
– знак качества
Продовольственные продукты из России ассоциируются в большинстве стран с тем, что вкусно и полезно. Несмотря на все потери после лихих 90-х, мы остаёмся одной из тех стран, которая может производить пищу с наименьшим количеством искусственных добавок. Поля наши так же урожайны, что доказали невероятные объёмы экспорта российского зерна, которые в прошлом году перекрыли даже военный экспорт. Известно, что нашей органической пищевой продукцией больше всех интересуется Китай (в Под­небесную мы, в частности, поставляем кондитерскую и рыбную продукцию), страны арабского мира.
В Совете Федерации убеждены, что одним из инструментов поддержки должно стать прямое госфинансирование участия российских производителей в крупнейших продовольственных выставках. Например, таких, как форум в Дубае или «Зелёная неделя» в Германии, которые проходят каждый год, – участие в них обойдётся в 1,5 миллиона рублей и далеко не каждому производителю из России она по плечу. «Думаю, если бы это было сделано, то многие наши производители продвигались бы за рубежом очень успешно, – уверена заместитель главы Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Ирина Гехт. – В том же Дубае к российским товарам проявляют большой интерес, а именно там заключаются крупнейшие международные контракты. Поэтому сейчас говорить о брендах в сфере сельского хозяйства нам пока рано, на данный момент речь идёт о том, чтобы повысить мировой статус всей пищевой продукции, которая сделана в России».

Есть сферы, где наши бренды завоевали себе как минимум прочную нишу на мировом рынке. Речь прежде всего о транспортной отрасли – гиганты, сделанные на заводе КамАЗ, не менее известны иностранцам, чем тот же «Калашников», а Аэрофлот, по мнению ряда рейтинговых агентств Запада, сегодня является лидером среди авиабрендов по уровню репутации. В сфере научных исследований сохраняет высокие позиции в мире МГУ. Поэтому сегодня перед российскими брендами стоят две задачи. Первая – получить поддержку внутри страны не только от властей, но и от потребителя. А вторая – стать частью единой марки «Сделано в России». Поддержка именно этого общего бренда сегодня, похоже, становится главной задачей государственной экспортной политики.

Отечественные бренды
завоёвывают мир
© 2017 «Парламентская газета»
Текст: Никита Вятчанин
Web-редактор: Евгений Левищенко