СПЕЦПРОЕКТ «ПАРЛАМЕНТСКОЙ ГАЗЕТы»

Послания президента Путина:
что сделано

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент ежегодно обращается к Федеральному Собранию РФ с Посланием, посвящённым положению в стране и основным направлениям внутренней и внешней политики государства.

На оглашении Послания в Кремле присутствуют депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации. Кроме того, на выступление Президента приглашаются члены Правительства, председатели Конституционного и Верховного судов, генеральный прокурор, главы Центризбиркома и Счётной палаты, члены Государственного совета и Общественной палаты, представители основных конфессий, главы регионов и городов федерального значения, а также представители СМИ.

«Парламентская газета» проанализировала выполнение поручений главы государства.
8 июля
2000 года
Фото пресс-службы Кремля
«Наш следующий шаг – реформа Совета Федерации. И это тоже движение в направлении развития демократии, профессиональных начал парламентской деятельности».
5 августа 2000 года был принят Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В Совет Федерации вместо глав регионов и региональных парламентов стали входить представители от законодательной и исполнительной государственной власти регионов, работающие на постоянной основе. В дальнейшем в порядок формирования Совета Федерации несколько раз вносились изменения.
«Изменение принципов формирования Совета Федерации ставит вопрос об организации постоянного диалога руководителей субъектов Российской Федерации и главы государства по основным проблемам государственной жизни, о форме участия регионов в подготовке и принятии важнейших общегосударственных решений. Такой формой может стать Государственный совет при Президенте России…»
1 сентября 2000 года указом Президента РФ был сформирован Государственный Совет РФ. Это – совещательный орган, членами которого являются Президент РФ, председатели двух палат Федерального Собрания, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, главы регионов и руководители фракций в Госдуме.
«России необходимы партии, которые пользуются массовой поддержкой и устойчивым авторитетом…. Сегодня назрела необходимость в подготовке закона о партиях и партийной деятельности…»
11 июля 2001 года был принят Федеральный закон «О политических партиях», ужесточающий требования к созданию политических партий и упраздняющий понятие «политическое общественное объединение».

В 2012 году требования к регистрации партий существенно упростили. В настоящее время в России зарегистрировано 76 политических партий.
«Сегодня налоговая система способствует массовому уклонению от налогов, уходу экономики «в тень», уменьшению инвестиционной активности, в конечном счете – падению конкурентоспособности российского бизнеса.


В 2001 году была установлена единая ставка подоходного налога в размере 13%. Максимальная ставка НДС в РФ после его введения в 1991 году составляла 28%, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года составляет 18 %.

«Уже несколько лет численность населения страны в среднем ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек. И, если верить прогнозам …уже через 15 лет россиян может стать меньше на 22 миллиона человек. Я прошу вдуматься в эту цифру: седьмая часть населения страны»
В 2001 году была принята Концепция демографического развития РФ на период до 2015 года. В 2013 году, по данным Минздрава РФ, уровень рождаемости впервые с начала 1990-х превысил смертность. Естественный прирост населения составил – 24,0 тыс. человек.
3 апреля
2001 года
«Одним из наиболее важных решений, принятых в прошлом году, было создание федеральных округов»
Федеральные округа были созданы в соответствии с Указом Президента РФ от 13 мая 2000 года «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе».
«…это определение конкретных, четких полномочий центра и субъектов Федерации в рамках их совместной компетенции, это разграничение федеральными законами, хочу это особо подчеркнуть, именно федеральными законами, предметов ведения и полномочий между федеральным центром и региональным уровнем управления»
За 2001-2003 гг. было прекращено действие большинство из заключенных в 1990-е годы Договоров о разграничении предметов ведения. В середине 2003 года был принят федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».
«Сегодня нам крайне необходима судебная реформа. Отечественная судебная система отстает от жизни и на практике мало помогает проведению экономических преобразований»

В 2001 году был принят ряд законодательных актов, направленных на реформирование судебно-правовой системы. Это, в частности, федеральные законы «О статусе судей в РФ», «О судебной системе РФ», «О Конституционном суде РФ» и «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». В последующие годы были приняты новые Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный и Арбитражный процессуальный кодексы.

«При сохранении ныне действующей системы мы не сумеем обеспечить достойный уровень жизни пенсионерам, поэтому следует, не откладывая, доработать механизмы перехода к действительно эффективной пенсионной системе»
В 2001 году Пенсионный фонд России подготовил проект реформирования пенсионный системы, главной целью которого стало постепенный переход от распределительной пенсионной системы к накопительной. В декабре 2001 года Владимир Путин подписал федеральные законы:
«Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Они вступили в силу с 2002 года. В июле 2002 года был подписан федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».
«До сих пор действует архаичный Кодекс законов о труде, принятый еще в 1971 году. Разрыв между современным гражданским законодательством, по сути рыночным, и старым трудовым правом нарастает все больше, и он существенно стимулирует развитие теневых трудовых отношений, сегодня, кстати, не подконтрольных и профсоюзам в том числе»
30 декабря 2001 года был подписан новый Трудовой кодекс РФ. Он вступил в силу с 1 февраля 2002 года и пришел на замену действующего до него Кодекса законов о труде РСФСР.
18 апреля
2002 года
«Один из самых острых вопросов, вызванных отсутствием конкуренции и монополизацией производства и сферы услуг, это реформа жилищно-коммунальной сферы…вся система функционирования ЖКХ требует кардинальных изменений».
1 марта 2005 года был введен в действие новый Жилищный кодекс, который предоставляет гражданам выбор способа управления домом: ТСЖ, управляющие организации или ДЕЗы.
«Считаю, нам следует расширить практику комплексного страхования ответственности. За порядок в той или иной сфере страховая компания будет «отвечать рублем» – в отличие от чиновника, который в худшем случае рискует получить служебное взыскание…я ставил задачу подготовки законодательной базы для завершения перехода к страховому принципу оплаты медицинских услуг, медицинской помощи»
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности разрабатывался в России с начала 2000-х годов. Окончательно закон был принят в апреле 2002 года и вступил в силу 1 июля 2003 года.

29 ноября 2010 года был принят Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
«Одним из безусловных приоритетов является продолжение военной реформы и переход к профессиональной армии при сокращении срока службы по призыву… в этом году Министерство обороны начинает эксперимент на базе отдельных воинских соединений, который должен практически отработать весь механизм перевода комплектования армии и флота на добровольный принцип. По результатам эксперимента станет понятно и ясно, как скоро мы сможем перейти на сокращенные сроки службы по призыву»
В сентябре 2002 года в 76-й Псковской воздушно-десантной дивизии начался эксперимент по переходу на контрактную основу. А в 2003 году была принята Федеральная целевая программа о переводе 147 тысяч должностей в армии на комплектование контрактниками.

16 мая
2003 года

«Но чтобы жизнь в республике (прим. Чеченской Республике) окончательно нормализовалась, предстоит еще очень, очень многое сделать. Предстоит на демократической основе – в соответствии с принятой на референдуме конституцией – избрать президента и парламент республики, сформировать органы местного самоуправления, разработать и подписать договор о разграничении полномочий между федеральным центром и республикой и, конечно, восстановить экономику Чечни»
23 марта 2003 году была принята Конституция Чеченской Республики. В октябре того же года в республике прошли выборы президента, победу на которых одержал Ахмат Кадыров. После его гибели, 9 мая 2004 года, Чечню возглавил Алу Алханов. В 2007 году главой Чечни был назначен Рамзан Кадыров.

16 апреля 2009 года
был отменен, действующий с 1999 года, приказ объявляющий территорию Чечни зоной проведения контртеррористической операции.

Были приняты ряд Федеральных программ, в частности, «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующие годы)».
«За десятилетие мы должны как минимум удвоить валовой внутренний продукт страны»
По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2003 году ВВП в текущих ценах составлял 13208,2 млрд рублей, а в 2013 году вырос до 71016,7 млрд.
«В соответствии с утвержденными планами мы продолжим формирование в сухопутных, воздушно-десантных войсках, в морской пехоте частей постоянной готовности на профессиональной основе. Эта работа должна быть завершена в 2007 году. Кроме того, на профессиональных принципах будет основана служба во внутренних и пограничных войсках… С 2008 года продолжительность службы по призыву должна сократиться до одного года»
В августе 2003 года Правительством была утверждена Федеральная целевая программа «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей».

6 июля 2006 года Президент РФ подписал закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву. Документом было установлено, что с 1 января 2008 года срок службы по призыву будет составлять 12 месяцев.
26 мая
2004 года
«…одной из самых актуальных задач считаю обеспечение граждан доступным жильем. Это по‑прежнему – очень болезненный вопрос для большинства людей в России…Между тем даже нынешний рост доходов не всегда позволяет людям приобретать жилье и улучшать его качество…»
В декабре 2004 года Президент РФ подписал пакет из 27 законов, направленных на повышение доступности жилья для россиян. Среди них, Жилищный и Градостроительный кодексы, федеральные законы «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», «О жилищных накопительных кооперативах».
«Следующая важная задача – это развитие отечественного образования»


В 2001 году в нескольких регионах России прошел эксперимент по введению Единого государственного экзамена (ЕГЭ). С 1 января 2009 года вступили в силу поправки в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», согласно которым ЕГЭ стал обязательным для всех выпускников, независимо от того, собираются они продолжать обучение в ВУЗе или нет.

В 2004 году Правительство РФ одобрило «Приоритетные направления развития системы отечественного образования», подготовленные Минобрнауки РФ.
24 октября 2007 года Президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)», устанавливающий в стране два уровня высшего профессионального образования – бакалавриат и магистратуру (подготовка специалиста).
«Правительство неоднократно поднимало вопрос о необходимости снижения единого социального налога. Мы должны вывести из «тени» значительную часть оплаты труда, защитить социальные права работников и стимулировать заботу граждан о собственном пенсионном обеспечении, снизив нагрузку на бизнес…Другой проблемный вопрос – налог на добавленную стоимость. Наряду с изменением процедур взимания НДС, надо пойти на дальнейшее снижение ставки налога, решить вопрос о своевременном возмещении НДС по экспортным операциям и при осуществлении капитальных вложений, а также исключить, наконец, налогообложение авансовых платежей»
В течение 2004-2005 гг. ставка НДС была снижена на 2% с 20 до 18%, а ставка ЕСН была уменьшена с 35,6 до 26%.
25 апреля
2005 года
«Вы знаете: в последнее время все активнее проявляется желание субъектов Федерации объединяться. Это положительная тенденция, и важно не превратить ее в очередную политическую кампанию. При этом следует помнить, что субъекты объединяются не ради самого объединения, а ради оптимизации управления, более эффективной социально-экономической политики, а в конечном счете, ради роста благосостояния людей».
С 2003 года прошло 5 референдумов по объединению субъектов РФ: в 2003 году – по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа; в 2005 году – Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов, также был проведён референдум по объединению Камчатской области и Корякского автономного округ; в 2006 году объединились Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ; в 2007 году - Агинский Бурятский автономный округ и Читинская область.
«Я уже говорил, что мы должны в ближайшее время сократить до трех лет срок давности по применению последствий недействительности ничтожных сделок. Этот срок в настоящее время составляет десять лет»
21 июля 2005 года был подписан Федеральный закон «О внесении изменения в статью 181 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно которому срок давности по ничтожным сделкам, то есть не отвечающим букве и духу закона, сокращен с 10 до 3 лет.
«…надо помочь гражданам легализовать в упрощенном порядке принадлежащие им фактически объекты жилой недвижимости, а именно гаражи, жилье, садовые дома в различных кооперативах и садоводческих товариществах и соответствующие земельные участки. Такой порядок легализации должен быть максимально прост для граждан, а само оформление документов не должно создавать для них дополнительных проблем»
1 сентября 2006 года вступил в силу Федеральный закон РФ от 30 июня 2006 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», т.н. «дачная амнистия». Документом был установлен упрощенный порядок приватизации личных земельных участков, домов и строений, а также продлял сроки бесплатной приватизации муниципального жилья. По данным на 2015 год, «дачной амнистией» воспользовались порядка 10 млн россиян.
«…считал бы правильным отменить налог на имущество, переходящее в порядке наследования»
1 января 2006 года вступил Федеральный закон от 1 июня 2005 года «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения», которым отменял налог на жилые помещения при их наследовании по закону или завещанию независимо от степени родства.
«Полагаю также, что надо утвердить законом процедуру парламентских расследований»
Федеральный закон «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» был подписан 27 декабря 2005 года.

10 мая
2006 года

«Современной России нужен беспрепятственный выход со всей своей продукцией на международные рынки. Для нас это – вопрос более рационального участия в международном разделении труда, вопрос получения полноценных выгод от интеграции в мировую экономику. Именно с этой целью мы продолжаем вести переговоры о присоединении к Всемирной торговой организации»
Переговоры о вступление России во Всемирную торговую организацию продолжались в течение 18 лет (с 1993 по 2011 год). В августе 2012 года Россия стала членом ВТО.
«Что касается совершенствования миграционной политики, то приоритетом здесь остается привлечение из‑за рубежа наших соотечественников. При этом необходимо все больше стимулировать приток в страну квалифицированной миграции – людей образованных и законопослушных. Переезжающие в Россию люди должны с уважением относиться к российской культуре, к нашим национальным традициям».
22 июня 2006 года указом Президента РФ была принята Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Программа направлена на переселение людей, оказавшихся после распада СССР за пределами РФ и желающих переселиться в Россию. По данным ФМС РФ, в 2015 году в Россию переселились 183 тыс. 146 человек.
«Предлагаю программу стимулирования рождаемости, а именно: меры поддержки молодых семей, поддержки женщин, принимающих решение родить и поднять на ноги ребенка. Во всяком случае, сегодня мы должны стимулировать рождение хотя бы второго ребенка»
С 1 января 2007 года российским гражданам при рождении или усыновлении второго, третьего и последующего ребенка выплачивается материнский (семейный) капитал. В 2007 году его размер составлял 250 тыс. рублей, с 2015 года – 453 тыс. 26 рублей.

26 апреля
2007 года

«Не раз говорилось и о необходимости усилить связь верхней палаты с регионами Российской Федерации… Вместе с тем многие из находящихся сегодня в этом зале предлагают принять правовую норму, согласно которой субъект Российской Федерации должны представлять граждане, проживающие в нем не менее десяти лет. Согласен с этим предложением, но при условии – при условии, – что изменения будут идти постепенно, в соответствии с действующим порядком ротации членов Совета Федерации: нам не нужно никаких революций».
В 2007 году были внесены также изменения в порядок формирования Совета Федерации. Был введен 10-летний «ценз оседлости».
«По сути, нам предстоит сформировать пенсионный капитал граждан.
Предлагаю следующий порядок его формирования. На каждую тысячу рублей добровольного взноса гражданина, на его персональный накопительный счет в Пенсионном фонде государство должно добавить еще одну тысячу рублей. И, естественно, для того чтобы эти взносы в течение времени не обесценивались, они должны инвестироваться и обеспечить необходимую доходность и надежность. Для справедливого распределения средств между разными категориями, социальными группами населения прошу Правительство определить максимальную сумму такого софинансирования. В дальнейшем свободные средства фонда национального благосостояния могли бы расходоваться и на покрытие дефицита пенсионной системы, если такой все же возникнет».


В 2009 году в России стартовала Программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений. Граждане добровольно делали вклады в свою накопительную часть трудовой пенсии, а государство удваивало этот вклад. 31 декабря 2014 года вступление в эту программу завершилось.
«Надо навести порядок и с заключением государственных контрактов, полностью перейти на такую систему договоров, при которой стоимость государственного заказа не менялась бы в течение всего периода его исполнения, при распределении государственных заказов – в подавляющем большинстве случаев перейти на аукционную систему».
5 апреля 2013 года был принят Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
«Для реализации этого проекта предлагаю создать специальную корпорацию, объединяющую предприятия атомной энергетики и промышленности. Она будет работать на внутреннем и внешнем рынке, а кроме того, решать задачи обеспечения интересов государства в сфере обороны. Для этого надо будет принять специальный закон. Я сейчас говорю об атомной энергетике, хочу еще раз подчеркнуть».
18 декабря 2007 года была создана Госкорпорация «Росатом». Она объединяет около 400 предприятий и научных организаций, в их числе все гражданские компании атомной отрасли России, предприятия ядерного оружейного комплекса, научно-исследовательские организации и единственный в мире атомный ледокольный флот.
«Мною утверждена недавно стратегия развития наноиндустрии, которая определяет главные приоритеты и организационно-правовые механизмы создания инфраструктуры соответствующей отрасли. В нее войдут государственные научные центры и университеты, а также лаборатории частных корпораций… Государством должны быть выделены необходимые средства на материально-техническое, кадровое и организационное обеспечение соответствующих работ. Эти средства будут переданы в управление специально создаваемой российской корпорации нанотехнологий».
В июле 2007 года была учреждена Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий». В марте 2011 года она была реорганизована в Акционерное общество «РОСНАНО».
«В этой связи считаю целесообразным объявить мораторий на исполнение Россией этого Договора (прим. Договора об обычных вооруженных силах в Европе). Во всяком случае, до тех пор, пока все страны НАТО без исключения не ратифицируют его и так, как это сегодня делает фактически в одностороннем порядке Россия, не начнут его строго исполнять. Пора наконец и нашим партнерам не на словах, а на деле внести свой вклад в сокращение вооружений. Они ведь только увеличивают их. Но пора наконец внести свой вклад в сокращение вооружений хотя бы в Европе».
13 июля 2007 года Президент РФ подписал Указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров».

12 декабря
2012 года

«Многие политические партии и эксперты предлагают вернуться к смешанной системе выборов в Государственную Думу – к партийным спискам и по одномандатным округам, которые, конечно, ещё нужно будет определить. Согласен с этим, давайте вернёмся».
Закон о возвращении к смешанной мажоритарно-пропорциональной системе выборов был подписан 22 февраля 2014 года. Ранее такая система применялась на выборах 1993, 1995, 1999 и 2003 годов.
«Прошу поддержать законодательные предложения об ограничении прав чиновников и политиков на зарубежные счета, ценные бумаги и акции… Это требование должно касаться всех должностных лиц, принимающих ключевые решения: и первых лиц государства, и Правительства, и Администрации Президента, их близких родственников. Это, конечно, должно касаться и членов Совета Федерации, и депутатов Государственной Думы».
7 мая 2013 года Президент РФ подписал Федеральный закон «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

В октябре 2015 года группа депутатов и членов Совета Федерации подготовила законодательную инициативу, которая должна распространить эти меры финансовой дисциплины на депутатов всех уровней, а также на лиц, замещающих муниципальные должности.
«По некоторым оценкам, девять из десяти существенных сделок, заключённых крупными российскими компаниями, включая, кстати, компании с госучастием, не регулируются отечественными законами. Нам нужна целая система мер по деофшоризации нашей экономики».
24 ноября 2014 года Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)». Документ, вступивший в силу 1 января 2015 года, обязывает физических и юридических лиц сообщать в налоговые органы об участии в капитале иностранных компаний.

В ноябре 2014 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)», запрещающий государственные закупки у офшорных компаний.

12 декабря
2013 года

Так, вы знаете, предлагается внести поправки в Конституцию, на основании которых объединяются Верховный и Высший Арбитражный суды… Полагаю, что объединение судов направит судебную практику в единое русло, а значит, будет укреплять гарантии реализации важнейшего конституционного принципа – равенства всех перед законом.
5 февраля 2014 года Президент РФ одобрил поправки в Конституцию РФ об объединении Верховного и Высшего Арбитражных судов. 6 августа 2014 года объединенный Верховный суд РФ начал свою работу.
«Повторю, считаю важнейшей задачей уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах».
27 мая 2014 года президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Согласно поправкам, в России появились два новых вида муниципальных образований: городские округа с внутригородским делением и внутригородские районы, которые будут формироваться внутри данных городских округов. Кроме того регионы получили право изменять порядок избрания глав муниципальных образований, а также перераспределять полномочия между местными и региональными органами власти.
«Важнейшая задача – создание системы независимой оценки качества социальных учреждений. Этот механизм позволит увязать их финансирование с результатами работы, а значит провести эффективную оптимизацию бюджетной сети».
21 июля 2014 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования».
«Следующая задача – поддержка несырьевого экспорта. Такая система в полном объёме так и не заработала. Сохраняется много административных барьеров…Все эти вопросы надо учесть в новой «дорожной карте» по поддержке экспорта. Прошу Правительство совместно с Агентством стратегических инициатив разработать её к 1 марта 2014 года»
25 февраля 2014 года было подписано Распоряжение Правительства РФ, вносящее изменения в план мероприятий «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта», утвержденный распоряжением Правительства РФ 29 июня 2012 года. В новую редакцию были включены мероприятия, направленные на упрощение и ускорение таможенных процедур для экспортной деятельности, процедур экспортного и валютного контроля, возврата НДС при экспорте, развитие инфраструктуры поддержки экспорта в части системы торговых представительств России в иностранных государствах и региональных центров поддержки экспорта.
«Отдельно хотел бы сказать о ситуации в моногородах. Это непростое наследие, которое досталось нам ещё из советской экономики… Также прошу представить предложения по комплексному развитию моногородов, по реализации здесь инвестиционных проектов с предложениями по источникам финансирования, по снятию напряжения на рынке труда и адресному содействию малому и среднему бизнесу»

Для реализации задачи по обеспечению развития российских моногородов в октябре 2014 года была создана некоммерческая организация «Фонд развития моногородов».
«И ещё одна сложная проблема, связанная с состоянием рынка труда. Это иностранная трудовая миграция. Отсутствие должного порядка не только деформирует структуру занятости, но и вызывает дисбалансы в социальной сфере, провоцирует национальные конфликты, обостряет криминогенную обстановку. Нужно упорядочить приём на работу иностранных граждан, прибывающих в Россию в безвизовом порядке, усилить ответственность работодателей за использование труда иностранных работников»
С 1 января 2015 года иностранцы, которым не требуется российская виза, смогут трудиться на территории РФ на основании патента. Поправки в Закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ" в ноябре 2014 года подписал Президент РФ.
«Хотел бы обратить внимание ещё на одну проблему – механизмы разрешения хозяйственных споров по‑прежнему далеки от лучших мировых практик, в том числе нам нужно серьёзно повысить авторитет третейских судов… Прошу Правительство совместно с РСПП и Торгово-промышленной палатой в короткие сроки разработать и внести в Госдуму законопроект о кардинальном совершенствовании третейского судопроизводства»
В декабре 2015 года Президент РФ подписал законы, закрепляющие положения о реформировании системы третейских судов, которые вступили в силу 1 сентября 2016 года.
«… на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири предлагаю создать сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт. Для новых предприятий, размещённых в таких зонах, в таких территориях, должны быть предусмотрены – и дальше то, что, собственно, предлагается, – должны быть предусмотрены пятилетние каникулы по налогу на прибыль, НДПИ (за исключением нефти и газа, это доходная отрасль), налогу на землю, имущество, а также, что очень важно для высокотехнологичных производств, – льготная ставка страховых взносов».
В декабре 2014 года Президент РФ подписал Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», определяются правовой режим таких территорий, меры государственной поддержки и порядок осуществления деятельности на таких территориях.

4 декабря
2014 года

«Что касается малого бизнеса, предлагаю предусмотреть для него надзорные каникулы. Если предприятие приобрело надёжную репутацию, в течение трёх лет не имело существенных нареканий, то следующие три года плановых проверок в рамках государственного и муниципального контроля вообще не проводить» .
13 июля 2015 года Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года субъекты малого бизнеса, за исключением предприятий и ИП, осуществляющих деятельность в социальной сфере, сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности освобождаются от проверок со стороны органов государственного и муниципального контроля. По словам заместителя Министра экономического развития РФ Евгения Елина, это позволило снизить количество плановых проверок, проведенных на федеральном уровне на 350 тыс.000, это почти 50%.
«Предлагаю провести полную амнистию капиталов, возвращающихся в Россию, – именно полную…Это значит, что, если человек легализует свои средства и имущество в России, он получит твёрдые правовые гарантии, что его не будут таскать по различным органам, в том числе и правоохранительным, трясти его там и тут, не спросят об источниках и способах получения капиталов, что он не столкнётся с уголовным или административным преследованием и к нему не будет вопросов со стороны налоговых служб и правоохранительных органов»

8 июня 2015 года
был подписан закон об амнистии капиталов – «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».


«Напомню также, что в 2016 году заканчивается срок действия таможенных преференций для Калининградской области. Необходимо реализовать уже подготовленные альтернативные меры поддержки региона, чтобы сохранить здесь комфортный режим предпринимательской деятельности».
15 мая 2015 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал Постановление «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Калининградской области на компенсацию сумм таможенных пошлин, налогов при установлении (фиксации) факта увеличения величин таможенных пошлин, налогов или возникновения обязанности по уплате сумм таможенных пошлин, налогов». Документ устанавливает механизм финансирования компенсаций и правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в региональный.

В настоящее время разрабатывается законопроект о создании в Калининградской области территории опережающего развития.
«Предлагаю предоставить Владивостоку также статус свободного порта с привлекательным, облегчённым таможенным режимом»

Федеральный закон «О свободном порте Владивосток» был подписан Президентом РФ 13 июля 2015 года и вступил в силу 12 октября 2015 года.
«Также предлагаю предусмотреть для врачей специальный образовательный сертификат. С его помощью они смогут выбрать оптимальную образовательную программу, чтобы пройти переподготовку, повысить квалификацию. При этом форма и технология обучения должны быть максимально удобными для специалистов, для врачей».

В 2015 году в России был внедрен образовательный сертификат для профессиональной переподготовки и повышения квалификации врачей.

«Также предлагаю предусмотреть для врачей специальный образовательный сертификат. С его помощью они смогут выбрать оптимальную образовательную программу, чтобы пройти переподготовку, повысить квалификацию. При этом форма и технология обучения должны быть максимально удобными для специалистов, для врачей.

В 2015 года в России был внедрен образовательный сертификат для профессиональной переподготовки и повышения квалификации врачей.
«Талантливые дети – это достояние нации, и мы должны предусмотреть дополнительные возможности поддержки для тех, кто уже в школе проявил склонность к техническому и гуманитарному творчеству, к изобретательству, добился успеха в национальных и международных интеллектуальных и профессиональных состязаниях, имеет патенты и публикации в научных журналах…»

В декабре 2015 года Президент РФ подписал указ о ежемесячной выплате президентского гранта в размере 20 тысяч рублей студентам, проявившим выдающиеся способности.

3 декабря
2015 года

«Прошу Государственную Думу поддержать предложения Верховного Суда России о декриминализации ряда статей Уголовного кодекса и перевести преступления, не представляющие большой общественной опасности, в разряд административных правонарушений, но с принципиальной оговоркой: повторное совершение проступка должно квалифицироваться уже как уголовное деяние».

3 июля 2016 года Президент РФ подписал пакет документов р частичной декриминализации ряда статей Уголовного кодекса РФ. Поправки, в частности, касаются таких составов преступлений как побои, угроза убийством и уклонение от уплаты алиментов - если деяния были совершены впервые или однократно.
«Ещё десять лет назад практически половину продуктов питания мы завозили из‑за рубежа, критически зависели от импорта, теперь Россия – среди экспортёров. В прошлом году российский экспорт сельхозпродукции составил почти 20 миллиардов долларов»

В 2015/2016 сельхозгоду Россия стала крупнейшим экспортером пшеницы в мире (25,5 млн тонн), обогнав обогнав Канаду (22 млн т) и США (21,09 млн т).
«В следующем году истекает срок действия программы материнского капитала. Она уже охватила более шести с половиной миллионов российских семей, в том числе и в Крыму, и в Севастополе. Но мы понимаем, что всех этих наших усилий пока недостаточно, чтобы залечить демографическую рану прошлого, которую получила Россия.
Конечно, мы понимаем, насколько это сложно для бюджета, это большие, серьёзные средства. И мы говорили раньше, что мы должны будем посчитать, сможем ли мы, как говорят финансисты, это вынести, сможем ли мы это всё надёжно гарантировать и оплатить. Можем, несмотря ни на какие проблемы. Считаю необходимым продлить программу материнского капитала ещё как минимум на два года».
Программа действует с 2007 года, ею смогли воспользовались уже более 6 млн семей.

В декабре 2015 года Президент РФ подписал закон, продлевающий действие программы материнского капитала до 31 декабря 2018 года.
«В таких вопросах, как помощь пожилым людям и инвалидам, поддержка семей и детей, нужно больше доверять и гражданскому обществу, некоммерческим организациям. Они часто работают эффективнее, качественнее, с искренней заботой о людях, меньше бюрократизма в их работе… Для НКО, которые зарекомендовали себя как безупречные партнёры государства, будет установлен правовой статус «некоммерческая организация – исполнитель общественно-полезных услуг», предоставлен ряд льгот и преференций»
3 июля 2016 года был подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в части установления статуса некоммерческой организации - исполнителя общественно полезных услуг». Таким организациям закон предоставляет приоритетное получение мер господдержки.

В России на сегодняшний день действует более 140 тысяч социально ориентированных НКО. В них задействовано более 900 тысяч работников, около 2,5 миллиона волонтёров привлекается к их деятельности.
Послания президента Путина: что сделано
© 2016 Спецпроект «Парламентской газеты»
Текст: Ирина Макеева
Web-редактор: Евгений Левищенко